Главная / Наша жизнь / Группа № 10 /

Игры в экологическом развитии дошкольников.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры; правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Форма и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия  (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии,  игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Игра-это очень важный метод экологического воспитания. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра-это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом, все. Что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику какой либо игры.

Поэтому, если дошкольники играют в зоопарк, ферму, цирк и др., это означает, что полученные представления оказались яркими, запоминались,  вызвали эмоциональный отклик.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, событий); по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые); по виду (игры-драматизации-разыгрывание сказок, рассказов; строительные).

Игрушка — обязательный спутник детских игр А.С. Макаренко делил игрушки на три типа: готовые, полуготовые,  игрушки-материал.

Готовые игрушки (куклы, животные) используются в непосредственно-образовательной деятельности, при изучении различных тем применяются персонажи: Незнайка, Буратино, медвежонок и др., персонажи произведений, хорошо знакомых детям. Полуготовые игрушки-кубики, мозаика, конструкторы применяются для моделирования объектов. Возможность использования игрушек-материалов очень велика: поделки из шишек, желудей, веток; аппликация из бумаги, листьев; по итогам изучения каждой темы делается выставка творческих работ детей: рисунки, оригами и т.д.

Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают игру интересной и не сводят ее к упражнению. Дошкольники с удовольствием играют в различные настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Кто где живет?» и т.д.

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они не требуют дополнительного оборудования и специальных условий. Старшие дошкольники уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, а такие игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение сравнивать и объединять имеющиеся знания. В практике используются различные игры. Например: «Закончи предложение» — педагог говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью делает запасы, потому что…», «Летом бывает дождь, а зимой…».

Интересными являются игры в загадки-описания-они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Например, загадка про плод: круглый, оранжевый, растет на дереве в теплой стране. Потом педагог предлагает детям придумать загадки на определенную тему, «Что бывает желтое», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Что бывает летом?»и др. Игры может придумать сам педагог на темы, изучаемые на занятиях.

Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках в конце экскурсии можно проиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Народные игры можно усложнить, например, «У медведя во бору», дети должны собрать разбросанные по площадке картинки с изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом убегать от «медведя». Любят дети играть в «Лесные пятнашки», когда нельзя «посадить» пару игроков, успевших взяться за руки вокруг определенного дерева-береза, клен, липа и т.д.. «Следопыты» — педагог просит детей найти на определенном участке «несообразности», подготовленные им заранее: на березе – желудь, под яблоней – шишка, на каштане – гроздь рябины и др. Кто быстрее и внимательнее, тот и победил. Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями заряд бодрости и здоровья.

Игры – путешествия (или их фрагменты) присутствуют на занятиях, в наблюдениях, труде. Например, «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями объектами в качестве путешественников, туристов, посетителей и т.д. Дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника и т. д., рассказывает и показывает дошкольникам все интересное, ради чего отправились в путь.

Большую помощь может оказать атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. Дети активнее входят в роль, больше совершают игровых действий. «Оптические приборы» ограничивая объективом, пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Кроме того, фотографирование предполагает изготовление «фотографий» — создание детьми рисунков на основе впечатлений.

Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций на занятиях помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру в системе дополнительного образования.

09/04/2018